?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Много лет назад я занимался изучением системы образования в различных странах мира. Это интересная тема, ведь каждая страна по-своему уникальна, и педагогические традиции везде разные. Потом я попытался привести в систему то, что узнал. Но чем глубже я закапывался в тему, тем яснее понимал, что невозможно описать систему образования, как «вещь в себе». Прочными нитями она связана с обществом и его институтами. Культура народа, его традиции, семейный уклад, условия жизни людей, социальные проблемы, идеалы и ценности общества – все это накладывает свой отпечаток. В этом смысле система образования страны отражает не только состояние школы, но и общества в целом.

Хотите что-то понять о жителях Японии или Германии – посмотрите на то, как они учат и воспитывают своих детей в семье и школе. Это вполне логично, ведь через систему образования общество воспроизводит себя и сохраняет свои уникальные черты. Впрочем, была одна страна, где это правило «забуксовало»: я говорю о России.

Когда-то я просто отметил для себя этот факт, но не пытался найти объяснение. Но причина здесь лежит прямо перед глазами: после перестроечных реформ российское образование – школьное и вузовское - оказалось частично оторвано от общества. Воспитание вообще убрали из школ, как будто обществу не нужно воспроизводить нравственные качества у молодых россиян. Разорванными оказались связи: школа – вуз/техникум – работа, школа – вуз – наука - производство. Высшее образование стало «корочкой», а не знаком качества.

Ни в одной стране я не видел такого, чтобы образование находилось при государстве на правах побирушки. Это тоже верный признак оторванности образования от жизни. Оно не востребовано. Оно как чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить нельзя. В итоге этот чемодан двадцать лет куда-то толкают, не объясняя обществу, куда и зачем.

Пару месяцев назад АКСИО (агентство по культурно-социальным исследованиям общества) провело всероссийский опрос, посвященный российскому образованию. Россиян просили ответить на вопросы: каким они видят образование в нашей стране, удовлетворяет ли их качество этого образования, нужно ли что-то менять и в какую сторону. По всей стране были опрошены несколько десятков тысяч человек. Результаты опроса опубликованы в статьях руководителя АКСИО Юлии Крижанской:

Там много интересного, но особо я для себя отметил один факт: подавляющее большинство россиян существующей системой образования недовольны.


Это почти не зависит от политической ориентации, уровня образования, дохода, социального статуса. Чем выше образование и уровень дохода, тем больше проявляется недовольство. Очень сильно недовольны учителя.

Просто удивительно, как надо реформировать школу двадцать лет подряд, чтобы недовольными в итоге были все. Как такое вообще возможно? Выходит, реформаторы опираются даже не на интересы каких-то социальных групп. На что же они тогда опираются? На собственные фантазии? На рекомендации западных «коллег» (тех, которые сейчас нашу страну душат санкциями)? Так или иначе, именно эти рефеорматоры оторвали школу от общества.

Подавляющее большинство опрошенных разделяют ценности, характерные для советской школы. Юлия Крижанская описала это так:
С точки зрения российского народа, хорошее образование — это: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Но те, кто реформируют школу, делают все с точности до наоборот. И тут возникает вопрос: почему недовольное общество позволило небольшой кучке реформаторов оседлать важнейший для будущего страны институт – образование? Ужасная разобщенность общества, неготовность людей отстаивать свои законные интересы – это и есть причина, почему сомнительные личности вроде Фурсенко проводят разрушение образования под видом реформ.

Мы должны понять, что образование – это не шутки, и что проблема российского образования – это проблема для каждого россиянина. Если мы видим провал государства в этом направлении, гражданскому обществу надо брать дело в свои руки. Образование только тогда перестанет быть оторванным от общества, когда общество скажет, какая школа ему нужна, а государство примется этот заказ выполнять.

Неправда, что мы ничего не можем сделать. Например, активисты общественной организации РВС в Брянске распространяют патриотическую газету «Шаги истории», проводят уроки мужества. В этом нет ничего сверъестественного, поверьте, каждый из нас может заниматься чем-то подобным.

И, конечно, всем неравнодушными нужно объединяться.

Комментарии

( 32 комментария — Оставить комментарий )
olom1980
22 авг, 2015 14:20 (UTC)
надо что-то делать, так больше жить нельзя
(без темы) - burevestn1k - 23 авг, 2015 08:16 (UTC) - Развернуть
livejournal
22 авг, 2015 16:00 (UTC)
Российское образование в отрыве от российского общест
Пользователь rjadovoj_rus сослался на вашу запись в своей записи «Российское образование в отрыве от российского общества» в контексте: [...] Оригинал взят у в Российское образование в отрыве от российского общества [...]
erwischmichnie
22 авг, 2015 16:13 (UTC)
- Радио Москвы буквально на днях вещало: всех педагогов МОГУТ ради экономии средств перевести на контрактную систему: с 1.09 по 30.05. Плюсы: экономия отпускных и страх непродления контракта. Всё для людей
doncunita
22 авг, 2015 21:43 (UTC)
Всех не могут, потому что школы работают даже во время каникул
(без темы) - zabavaputatihna - 24 авг, 2015 15:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zabavaputatihna - 24 авг, 2015 15:52 (UTC) - Развернуть
rjadovoj_rus
22 авг, 2015 17:06 (UTC)
Били яичко, били - и пока не разбили. Народ упирается, не становится ни антисовестким ни прозападным.
(без темы) - circonero - 22 авг, 2015 18:42 (UTC) - Развернуть
livejournal
22 авг, 2015 17:34 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
oktober_ekb
22 авг, 2015 17:57 (UTC)
зато все знают что у хохлов все плохо !:)
doncunita
22 авг, 2015 21:45 (UTC)
Хохлам повезло, что у них министром образования был Табачник. Благодаря ему, разрушение украинского образования тормознуло на несколько лет. Но его последователи быстро навёрстывают упущенное
(без темы) - oktober_ekb - 22 авг, 2015 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doncunita - 23 авг, 2015 00:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oktober_ekb - 23 авг, 2015 00:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doncunita - 23 авг, 2015 01:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oktober_ekb - 23 авг, 2015 01:12 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
zinaida111
22 авг, 2015 18:44 (UTC)
>Ни в одной стране я не видел такого, чтобы образование находилось при государстве на правах побирушки

просто вы не поняли что ен везде оно при государстве. в США госшколы - самые говеные.

>Если мы видим провал государства в этом направлении

то нужно тогда частное образование.

>гражданскому обществу надо брать дело в свои руки

...и копить бабки на частные вузы.

burevestn1k
23 авг, 2015 08:42 (UTC)
Реформаторы старательно пытаются превратить образование России в услугу. В Западных странах, между прочим, далеко не везде образование - это услуга. В Финляндии, например, коммерцию и близко не пускают на порог школы.

Но суть в том, что если образование - это услуга, то человек имеет право выбирать поставщика услуг. А если это так, если гражданское общество своими силами начнет создавать частные школы, которые возьмут на вооружение лучшие черты школ советских, весьма вероятно, что именно в таких школах люди захотят обучать своих детей.
(без темы) - zinaida111 - 23 авг, 2015 22:34 (UTC) - Развернуть
doncunita
22 авг, 2015 21:42 (UTC)
Я думаю, от общества оказалось оторванным не образование, а министерство образования. Школа, что бы мы о неё ни говорили, всё-таки всегда была ближе к обществу, чем к своему собственному министерству. Поэтому разрушающие действия министерства растворялись в школьной традиции
Serguei Cherkassov
22 авг, 2015 22:18 (UTC)
то есть углубляющаяся дебилизация выпускников соответствует дебилизации всего общества, которое происходит вне зависимости от образовательной системы? Хмм мысль интересная и рациональное зерно в ней есть. Это хоть слегка, но всё-таки серьёзно. Тем не менее, думаю, что вкалад минобра в этом всё-таки играет существенную роль
(без темы) - doncunita - 23 авг, 2015 01:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doncunita - 23 авг, 2015 19:15 (UTC) - Развернуть
c_500
23 авг, 2015 10:58 (UTC)
Космодром Восточный, нефтяную платформу Победа и многое другое (о чем пишется на сайте "Сделано у нас") нам делают трудолюбивые китайцы.

Да и первые места в разнообразных международных олимпиадах нам тоже завоёвывают китайцы- просто под россиян косят.

Вот здесь- сплошные китайцы:
http://macos.livejournal.com/1003470.html
c_500
23 авг, 2015 11:01 (UTC)
А что- на фотке деваочка даун?Она хотела бы учиться - но свойства мозга не позволяют?
Автор- не желаете о Дальневосточном федеральном Университете написать?
Как там всё плохо и как пора валить.Власть. или из этой страны.
burevestn1k
23 авг, 2015 12:14 (UTC)
Валить власть не надо, валить из страны - тем более.Бороться надо с регрессом в образовании, а также с той группой реформаторов, которые с упорством достойным лучшего применения волокут российское образование в непонятном направлении, которое не устраивает никого (см. результаты опроса).

pavel4936
23 авг, 2015 13:29 (UTC)
В таблице результатов опроса пропущена буква в слове "способна."
( 32 комментария — Оставить комментарий )