?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

ill

Сейчас, когда отстаивающая свою правду Россия оказалась в тяжелом положении из-за давления банды европейских цивилизаторов, политикой стали интересоваться даже те, кто раньше не особо зачитывался политическими темами. Я заметил это по своим знакомым, и по социальным сетям, где заметно вырос интерес к блоггерам, пишущим о политике.  В общем и целом, можно говорить о патриотическом подъеме в России.

Однако, обращает на себя внимание категория людей, которые с ухмылочкой поглядывают на возросший патриотизм. Некоторые из них почти не скрывая радуются проблемам России. Другие подчеркивают свою антигосударственную позицию. Мол, у государства свои интересы, у меня свои; своя рубашка ближе к телу; гос. пропаганда о Крыме, банедровцах, бомбежках мирных людей Донбасса из тяжелых вооружений нас не интересует.

Эта категория людей -  не просто не-патриоты, это анти-патриоты. Обычному не-патриоту нет нужды выпячивать свою позицию, у него просто другие жизненные интересы. Анти-патриот, напротив, стремится всем сообщить, какой он «анти», и другим предлагает присоединиться к своей анти-патриотической позиции.

На практике, они просто вставляют в свои сообщения демотиваторы типа «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Вот свежий пример. Анти-патриоты любят ссылаться на Салтыкова-Щедрина, Солженицына, Льва Толстого, Михаила Жванецкого. Фамилия известного человека как бы усиливает их позицию, дает индульгенцию тем, кто к этой позиции присоединяется.

Можно, отмахнуться от антипатриотических цитат или привести в пример большое число других цитат известных людей с патриотическим содержанием. Но я поступлю иначе. Мне важно не просто отбить доводы анти-патриотов, я хочу показать принципиальную разницу жизненной позиции патриота и анти-патриота на примере высказываний Михаила Жванецкого.

Но давайте сначала определимся с терминами. Термин «патриот» несколько замыленный, потому что так себя называют представители самых разных политических сил, и вкладывают в этом слово свое понимание. Давайте не мудрствуя лукаво заглянем в словарь:

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины». (Словарь русского языка. С.И.Ожегов. – М.,1953).

А вот, что говорит о патриотизме Михаил Жванецкий на одном из выступлений:
Патриотизм – это четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, что мы должны жить хуже других.

Можно возразить, что это не позиция, а просто юмореска. Это так, однако похожая позиция озвучена Жванецким уже вне концерта – когда он дает интервью Владимиру Познеру.



Телезритель просит Жванецкого сказать, как он понимает патриотизм, и Жванецкий начинает рассуждать о Родине и Государстве. Цитирую фргмент:

Вначале мы полюбим, потом оно должно полюбить нас. Обязательно полюбить нас в ответ.  Когда полюбят нас – тогда это будет Родина.

Т.е. смысл в том, что Родина для Жванецкого – это только такое государство, которое его любит. А если не любит – то это не Родина? Далее Жванецкий «расправляется» с темой патриотизма, цитирую:

Профессиональные патриоты, которые работают патриотами, они получаются без юмора, и, извини меня, без секса. Они не сексуальные и без юмора. Мрачно и серьезно – это называется у них любовь к Родине.

Следовательно, цитата на концерте – это не юмореска, а именно позиция. С точки зрения Жванецкого, Родина должна отвечать любовью на любовь. Если государство меня любит, оно не будет от меня требовать жить хуже других. Только такое государство я назову Родиной. А мрачные и серьезные патриоты – это, дескать, дурачки, которые объясняют мне и другим, почему государство имеет право требовать жить хуже других. .

По-своему Жванецкий прав. Патриотизм означает готовность жертвовать своими интересами ради Родины (см. определение Ожегова). Собственно, это и есть отличительный признак патриота. Михаилу Жванецкому идея  жертвовать не нравится? Ему нужна такая Родина-государство, которая не будет требовать от него жертвы?

Противопоставить позиции Жванецкого я хочу позицию другого человека – Антона Семеновича Калабалина, учителя с большой буквы.

Антон Семенович Калабалин – сын Семена Афанасьевича Калабалина, одного из воспитанников знаменитого педагога Макаренко. Понимаю, что большинству молодых россиян имя Макаренко ничего не говорит, скажу просто: Макаренко -  один из трех величайших педагогов 20 века, получивший признание во всем мире. Занимался он тем, что воспитывал беспризорных. Оба Калабалина – и отец, и сын – пошли по стопам Макаренко, и каждый добился выдающихся успехов.

Антон Семенович Калабалин все годы своей жизни отдавал делу воспитания детей. Предлагаю послушать его выступление на тему патриотизма:


Обаятельный и душевный человек, не правда ли?

Калабалин говорит:

Патриотизм — это глубокое понимание того, что для тебя сделали другие, твоя страна, поколения учителей, воспитателей, спортивных тренеров, преподавателей вузов.

Такие, как Жванецкий, не желают видеть, как много другие люди пожертвовали ради каждого из нас. Целое поколение принесло себя в жертву ради победы над фашизмом, чтобы мы жили счастливо. Разве не так? Мы унаследовали страну, но создавали ее не мы, а все предыдущие поколения до нас. А теперь неблагодарные потомки крутят носом – «Мы никому ничего не должны, а если страна требует от нас каких-то жертв – то такую страну я не назову Родиной. Вот если бы вы оставили нам Европейскую страну...».

Если Жванецкий говорит про "мрачно-серьезных" патриотов, которые виновны в том, что хотят заставить его жить хуже, то Калабалин говорит прямо обратное:

Нужно объяснять детям, что счастье — не в супермашинах, что жить ради денег скучно. А радостно жить ради интересной работы, ради своей семьи, ради тех, кому ты можешь помочь. Ради нашей Родины, и не надо стесняться этих слов. Когда они искренни, они возвышают человека, наполняют его будни энергией радости и праздника.

Калабалин говорит о радости творчества, о счастье отдавать себя и быть нужным другим. Это не просто слова, он  жил так, и этим был счастлив. Он очень многое делал для людей не за деньги, а по убеждению - что так должно поступать Человеку. Он не оставил после себя дворцов, зато оставил память в сердцах множества людей. Он был патриотом, как и его отец, как и учитель его отца – Макаренко.

Калабалин сказал:

В стране произошла еще одна революция [перестройка], бескровная, в которой нравственность побеждена рублем, жаждой наживы. Но не может нормально жить, расти страна, в которой погасло чувство патриотизма.

А я скажу так: не может жить страна, где большинство людей придерживается тех же взглядов, что и Жванецкий. Эта страна просто накроется медным тазом. Потому что такие, как Жванецкий, много требуют от государства, но не хотят что-либо отдавать своей стране. Они забыли, скольким они обязаны поколениям людей, жившим до них. Они проедают будущее своей страны, не осознавая, что гробят этим и страну, и государство (к которому у них при этом масса претензий).

К счастью, в России  не так уж и много подобных анти-патриотов. Самое главное, насколько это возможно уберечь молодежь от их вредного влияния.

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
pennik
31 янв, 2015 20:46 (UTC)
Жванецкого давно перестал слушать. В старости совсем ерунду стал нести. Раньше хоть юмор был приличный.
burevestn1k
31 янв, 2015 20:56 (UTC)
А вы обратили внимание, что Жванецкий противопоставляет высоким идея патриотизма телесный низ - типа патриот мрачен, серьезен и не сексуален? Занятное противопоставление.
pennik
31 янв, 2015 21:02 (UTC)
Есть такое. Классический постмодернизм.
petr_kargin
31 янв, 2015 20:55 (UTC)
Жванецкого я всегда недолюбливал, чувствовалась в нем какая-то гниль. И все встало на свои места после расстрела Дома Советов 4 октября 1993 года. По поводу этой трагедии "юморист" Жванецкий сказал примерно так: "Какая досада, что меня в этот день не было в Москве! Мне всегда самому хотелось провернуть эту хохму!"
Так что не удивительно, что и о патриотизме у него представление насквозь гнилое, сугубо потребительское.
burevestn1k
31 янв, 2015 20:59 (UTC)
Ну да, гнилой человек. Прекрасная иллюстрация на тему патриотизма и анти-патриотизма.
kamrad2213
1 фев, 2015 06:38 (UTC)
> готовность жертвовать

Несколько дней назад написал заметку на близкую тему. Как-то всё один к одному))

Edited at 2015-02-01 06:38 (UTC)
burevestn1k
1 фев, 2015 07:17 (UTC)
Да, спасибо. Темы патриотизма и героизма соединяются вокруг жертвенности. Саша Савельева, которая приняла мученическую смерть в застенках Гестапо, перед смертью написала послание:
Во имя людей, которые придут после нас, во имя тебя, Родина, уходим мы… Расцветай, будь прекрасна, родная, и прощай.

Кстати, на Западе, действительно, несколько иное понимание героизма. Они редко делают акцент на жертвенности, а больше на удали. Отсюда и все их супермены и прочие "супергерои".
yavizhuvseh
1 фев, 2015 15:09 (UTC)
Все русофобы, как по методичке, ссылаются на С-Щедрина и С. Джонсона. Разубедить такого негодяя - решительно невозможно.
artemer1980
1 фев, 2015 22:53 (UTC)
Спасибо Вам за такой прекрасный пост!

Недавно мне коллега заявил: "Родина там, где твоему заду теплее. А патриотизм - это глупость, характерная для школьного возраста"

Чем-то эта позиция схожа с позицией Жванецкого.

Надо срочно лечить это.
lazarev_genya
2 фев, 2015 01:24 (UTC)
Интересно посмотреть на эту тему с точки зрения христианства.По Новому Завету подход Жванецкого чисто языческий,т.к любить только тех,кто любит тебя( в данном случае ты и родина)- это язычество.Христианство призывает любить ненавидящих тебя.Это очень трудно.Не факт,что Калабалин с этим согласен.Но его подход явно отличается от чисто языческого подхода Жванецкого.
livejournal
3 фев, 2015 08:19 (UTC)
Родина-мать
Пользователь crimean_ninja сослался на вашу запись в своей записи «Родина-мать» в контексте: [...] Но ведь подобную чушь несет не маленький эгоистичный ребенок, а немолодой респектабельный дяденька [...]
( 11 комментариев — Оставить комментарий )