burevestn1k (burevestn1k) wrote,
burevestn1k
burevestn1k

Categories:

Агитация и пропаганда большевиков в начале 20-х годов



Продолжая разбор темы по работе советского агитпропа в начале 20-х. Большевики получили власть в стране, и сумели удержать власть после гражданской войны и интервенции. Одна из главных задач, которая перед ними стояла – это донести свои идеи до народа.  Причем учтите, что тогда не было средств массовой информации в нашем понимании.

Что такое Россия в начале 20-х годов?  Огромная страна, разделенная большими расстояниями, где есть небольшая часть городского населения, но большая часть – это население сельское. Читать умеет лишь каждый третий. Кроме того, на территории страны живут люди разных национальностей и культур. Большевикам необходимо до всех донести свои идеи. При этом на всю многомиллионную страну в 1917 году было всего 20-40 тыс. большевиков. В 20-м году больше, но далеко не все из них были грамотными в политическом плане.

Итак, какими способами советский агитпроп решал свою основную задачу – коммунистическую пропаганду.

Примечание: статья подготовлена на основе конспекта 8-11 глав из книги Гурьева «Как закалялся агитпроп» (предупреждаю, книга весьма предвзятая и антисоветская).


1. Пресса.
В стране издавалось огромное число газет и журналов. При этом были свои газеты для города и для деревни, для молодежи, для женщин, для представителей разных национальностей (на их коренном языке).

Крупные газеты того периода: «Правда», «Известия», «Экономическая жизнь», «Беднота», «Труд», «Рабочий», «Гудок» и др.

Основные журналы: «Коммунистическое просвещение», «Коммунистическая революция», «Под знаменем марксизма», «Пролетарская революция», «Коммунистический интернационал», «Красная печать», «Журналист», «Работница», «Крестьянка»,  «Красный журнал для всех», «Красная деревня» и т.д.

Издавались молодежные журналы: «Юный коммунист», «Молодая гвардия», «Юные товарищи». В Петрограде выходили журнал «Юный пролетарий» и молодежная газета «Смена», в Новгороде — журнал «Первая молодежь», в Петрозаводске — «Комсомолец». Большинство губернских газет имели молодежные странички.


2. Марксистские политические работы
В 1921–1923 гг. массовыми тиражами вышли работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии», «Капитал», «К критике политической экономии», «Анти-Дюринг», сборник избранных писем. Созданный в январе 1921 г. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса начал издавать архив основоположников марксизма. В 1923 г. вышли первые два тома из их собрания сочинений. С 1920 по 1926 г. издавалось первое Собрание сочинений В. И. Ленина. Широко публиковались брошюры с отдельными ленинскими работами.

3. Стенгазеты
Фабрично-заводские стенгазеты и многотиражки поднимали как общеполитические проблемы, так и вопросы, касавшиеся работы предприятий. Подвергая публичной критике тех, кто шел не в ногу. К началу 1924 г. в Петрограде издавалось 344 стенные газеты. Из них 121 выпускалась силами комсомольских ячеек, остальные — парткомов и фабзавкомов, 238 газет писали на пишущих машинках, 34 — от руки, 18 печатали типографским способом. Тираж последних колебался от 50 до 500 экз., остальных — 1–3 экз. Стенгазета выходила 1–2 раза в месяц или к праздничным датам.

4. Документальный кинематограф
В апреле 1918 г. была учреждена первая советская киноорганизация — Петроградский областной кинематографический коми- тет. В 1922 г. возникла хозрасчетная организация Госкино, а также Кинокомиссия при ЦК РКП (б), решения которой были обязательны для всех киноучреждений страны. Комиссия контролировала идеологическую направленность прокатываемых кинолент. Разработкой планов выпуска фильмов, утверждением сценариев, руководством постановками занимался Художественный совет при Главполитпросвете.

Еще в годы Гражданской войны большевики стали делать съемки фильмов, основу которых составляла хроника с соответствующими комментариями-титрами. Петроградскими кинематографистами всего к концу 1923 г. был снят 271 документальный фильм, в том числе: 19 — о съездах и конференциях РКП (б) и конгрессах Коминтерна, 22 — о Красной армии и флоте, остальные — по поводу различных событий политической жизни.

В 1921–1923 гг. в Петрограде были выпущены фильмы «Кронштадтский мятеж», «Процесс эсеров», «ХII съезд РКП (б)», «1 мая в Петрограде», «Манифестация на ноту Керзона».
Другие фильмы того периода: «Красные дьяволята», «Красные партизаны», «На крыльях ввысь», «Мишка против Юденича», «Красный тыл», «Чудотворец».

Всего в 1923 г. в Петрограде на различных фильмах побывало 2,7 млн. чел. В это же время начали создаваться и сельские киноточки и кинопередвижки, для чего закупались за границей новейшие кинопроекторы фирмы Пата. Первая сельская киноустановка на Северо-Западе была оборудована в поселке Островки Петроградской губернии в 1923 г.

5. Радиовещание
По поводу радиовещания Ленин в январе 1921 сказал: «Дело гигантски важное (газета без бумаги и без проволоки, ибо при рупоре и при приемнике, усовершенствованным Бонч-Бруевичем так, что приемников легко получим сотни, вся Россия будет слышать газету, читаемую в Москве)». Ленин дал поручение ускоренно провести проект декрета об организации развернутого радиотелефонного строительства, который был принят Совнаркомом 27 января 1921 г.

 8 декабря 1922 г. глава Советского правительства впервые выступил по московскому радио, которое начало свои передачи с 17 сентября 1922 г. Ленинградская радиостудия приступила к работе несколько позже — с декабря 1924 г., причем два первых репродуктора были установлены на Невском проспекте.

6. Граммофонная запись
Эта форма была пригодна для работы среди неграмотных, в частности, в сельской местности. При Центропечати был создан отдел граммофонной пропаганды. В его редколлегию вошли сам Ленин, М. И. Калинин, А. М. Коллонтай и др.

В апреле 1921 г. было записано 5 речей Ленина: «О продовольственном налоге», «О концессиях и о развитии капитализма», «Беспартийные и Советская власть» и др.Всего с 1919 по 1922 г. записали 16 речей Ленина тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров. На пластинки записывались также выступления М. И. Калинина, А. В. Луначарского, А. М. Коллонтай и др. За период с 1919 по 1922 г. было сделано около 40 записей общим тиражом свыше полумиллиона экземпляров

7. Клубы и народные дома, существовавшие при партийных комитетах, на предприятиях, по месту жительства
Для поднятия культурного уровня в городах и селах начали открываться клубы.

В работе клубных учреждений использовались такие формы работы, как лекция, диспут, вечера вопросов и ответов, театрализованные представления, политические суды, устные газеты, вечера воспоминаний и др.

Весьма интересной и характерной для начала 20-х годов формой пропаганды были политсуды. В 1921–1923 гг. в петроградских клубах прошли подобные мероприятия на темы: «Суд над деятелями 9 января 1905 г.», «Суд над Чичериным за признание долгов», «Современная женщина под судом», «Суд над коммунистом, венчавшимся в церкви», «Любовь и верность», «Суд над коммунистом, жена которого торгует на рынке», «Суд над предпринимателем, нарушающим советское законодательство» и др.

Еще одной формой клубной работы была постановка политического театрализованного спектакля. Этим, например, активно занималась Петроградская театрально-драмматическая мастерская Красной армии. Ею были поставлены такие представления как «Свержение самодержавия», «Кровавое воскресенье», «Красный год», пантомимы «Гимн освобожденному труду», «Взятие Зимнего дворца» и др.

Лекции и доклады собирали, как правило, несколько более образованную часть населения. Наиболее многолюдными в это время были выступления на тему сменовеховства, роли религии и церкви в жизни общества, о международном положении и др. Марксистский дискуссионный клуб при Псковском губкоме РКП (б) проводил в среднем по одной лекции в неделю. Летом 1921 г. в том же городе по воскресеньям в городском саду устраивалась устная газета.

При клубах часто действовали кружки. В январе 1923 г. при петроградских клубных учреждениях по официальным данным насчитывалось 373 кружка, из которых 213 были литературно-художественными, 57 — политграмоты, 31 — прикладных знаний, 19 — спортивными и 53 — иными.

В заводских клубах пытались вводить новые формы празднования каких-либо важных для отдельных людей событий в их жизни. Например, устраивались «красные крестины» («октябрины»), «комсомольские свадьбы» и др. На «октябринах» в присутствии сотрудников и руководителей предприятия новорожденному давалось имя, родители принимали поздравления и подарки.

Деревенские клубы было принято называть народными домами. В сельских народных домах проводились агитационные собрания, лекции, силами приезжих и частично местных самодеятельных артистов, чаще всего в дни праздников, устраивались постановки и другие мероприятия.

8. Библиотеки и избы-читальни (сельские библиотеки)
В первые годы Советской власти большевики в массовом порядке реквизировали частные книжные собрания, передавая их в общественные учреждения.

Библиотеки были бесплатными для посещения. В период НЭПа, когда библиотеки испытывали сложности, стали предприниматься попытки введения платных услуг. Однако Главполитпросвет эту инициативу не поддержал. «Никаких частных, никаких платных библиотек, зоркий политический контроль над использованием книжного богатства», — такова была позиция Крупской.

Особое значение имели так называемые сельские библиотеки («избы-читальни»).

28 сентября 1921 г. Главполитпросвет утвердил «Положение об избе-читальне». Основными задачами этого учреждения были определены «борьба с мелко-буржуазными взглядами на жизнь путем перевоспитания трудового элемента в коммунистическом духе», поднятие культурного уровня населения, ознакомление крестьян с деятельностью Советской власти, содействие улучшению сельского хозяйства и др.

Цитируя Крупскую: «Первичной ячейкой политпросветработы в деревне является изба-читальня. Основная ее задача — обслуживать население газетой. Организовать регулярное получение газеты и ее чтение вслух для неграмотных, организовать получение передвижной библиотеки, устроить обсуждение прочитанного, беседу на специальную тему, например, разъяснение декрета, разбудить интерес, подучить грамоте. Вот основные функции этого опорного пункта. Сделать избу-читальню вообще активным центром духовной жизни селения»

Помимо выдачи книг избы-читальни организовывали лекции. Другой формой работы сельских библиотек были коллективные читки общественно-политической литературы.

9. Ликпункты
19 июля 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью во главе с Л. Р. Менжинской, ставшая с 29 июля 1921 г. структурой Главполитпросвета. В помощь пунктам ликвидации безграмотности позже начало свою работу  осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ЦИК СССР М.И. Калининым.

II Всероссийская конференция методистов-практиков по ликвидации неграмотности постановила: необходимо отказаться от проведения обучения грамоте на бессмысленном и далеком от интересов обучающихся материале, введя в букварный текст элементы политической грамоты.

Знаменитое Мы не рабы. Рабы не мы.  – это из букварей того периода.


В начале 1920-х годов были выпущены «Букварь красноармейца», букварь для крестьян «Наша сила — наша нива» и др. Широкое распространение получила также «Агитазбука» В. В. Маяковского.

10. Монументальная пропаганда
Ленин считал, что памятники должны стать уличными кафедрами.

За короткий срок  в разных городах России были установлены памятники М. Робеспьеру, А. Н. Радищеву, К. Марксу, Ф. Энгельсу, Н. Г. Чернышевскому, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцову, С. Н. Халтурину, Г. В. Плеханову и др., а также мемориальные доски с лозунгами и сюжетно-символическими рельефами.

Впоследствии сохранилась лишь малая часть мемориальных досок и монументов того периода. Среди монументов  наиболее значительным исключением являются сегодня фигуры А. И. Герцена и Н. П. Огарева перед старым зданием Московского государственного университета, установленные в 1922 г. Помимо памятников сооружались и более сложные комплексы, наиболее ярким примером из которых может служить мемориал «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде.

11. Праздники
С самого начала, после прихода к власти, большевики стали активно заменять старые национальные праздники новыми, революционными.

В Советской России начали широко отмечаться День международной солидарности трудящихся 1 Мая, День женщин-работниц 8 марта, годовщины Октябрьской и первоначально Февральской революций, Парижской коммуны и др. Кроме этих наиболее крупных памятных дат в начале 1920-х годов отмечали и другие, например, Дни памяти жертв революции: годовщины событий 3–5 июля 1917 г., Кровавого воскресенья, гибели Урицкого и Володарского, похорон Свердлова и др. Отмечались и такие новые дни как «Праздник всеобщей грамотности», «Праздник урожая» и др.

Центральным официальным событием на любом коммунистическом празднике первых лет Советской власти был митинг или собрание, которые в определенной степени заменили людям в психологическом отношении прежнее торжественное праздничное богослужение в церкви. На праздничном митинге или собрании не говорили о неприятном, а напротив, подчеркивали успехи и предвкушали грядущие победы.

В городах в праздники устраивались шествия, возложение цветов и венков, на улицах играли духовые оркестры, здания украшались гирляндами из растений и лент, устанавливались транспаранты. Вечером организовывались бесплатные концерты и киносеансы. В парках обычно проходили народные гуляния с танцами, песнями, аттракционами и т.д.

12. Агиткомпании
Еще во время Гражданской войны возникла практика разного рода «недель», «двухнедельников», «месячников», «субботников».

Смысл компании в том, что разные средства агитации и пропаганды сосредотачивают внимание на чем-то одном. Компании могли включать: выступления, митинги, собрания, публикации в печати, демонстрации, показ наглядной агитации и кинофильмов, инсценировки, выступления агитбригад, громкие читки, беседы, доклады, стенгазеты, устные и живые газеты, выставки и др.

Часто компании были приурочены к праздничным датам или актуальным политическим событиям.

* * *

Я перечислил двенадцать разнообразных форм работы агитпропа и политипросвета. Здесь дана лишь краткая характеристика той или иной формы. Историю, каждого пункта надо раскрывать отдельно.

Tags: СССР, агитпроп, пропаганда
Subscribe

  • Маресьевы нашего времени

    Вот они, герои, Маресьевы нашего времени - ополченцы Шиба и Гром, о которых я уже писал раньше. Потерявшие ноги, но не потерявшие веру в себя,…

  • Человек - это звучит гордо

    Шиба и Гром - два бойца с Донбасса, которые служили в бригаде «Восток». Двенадцатого апреля, сопровождая группу журналистов, они…

  • Наши павшие, как часовые

    Среди стихов и песен о войне есть такие, которые говорят, что павшие бойцы не ушли безвозвратно. Где-то, на каком-то уровне, они все еще с нами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Маресьевы нашего времени

    Вот они, герои, Маресьевы нашего времени - ополченцы Шиба и Гром, о которых я уже писал раньше. Потерявшие ноги, но не потерявшие веру в себя,…

  • Человек - это звучит гордо

    Шиба и Гром - два бойца с Донбасса, которые служили в бригаде «Восток». Двенадцатого апреля, сопровождая группу журналистов, они…

  • Наши павшие, как часовые

    Среди стихов и песен о войне есть такие, которые говорят, что павшие бойцы не ушли безвозвратно. Где-то, на каком-то уровне, они все еще с нами,…