?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Подготовил подборку цитат революционеров - к чему они стремились, каким видели коммунизм. Это может пригодиться. К столетию Великого Октября будет немало попыток дискредитировать большевиков. Антисоветчики пользуются тем, что большое число людей имеют очень смутное представление о том, за что боролись коммунисты. Это дает им возможность лгать, всячески демонизировать коммунизм. Как, например, монархистка Елена Чудинова, называющая коммунистическую идеологию человеконенавистнической. В общем, кому надо - пользуйтесь на здоровье.
































Закончить этот перечень цитат я хочу отрывком из работы Ленина «Что делать?», написанные в 1902 году, но не потерявшие актуальности.

В.И. Ленин:
«"Разлад разладу рознь, — писал по поводу вопроса о разладе между мечтой и действительностью Писарев. — Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... В подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения с своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно".

Вот такого-то рода мечтаний, к несчастью, слишком мало в нашем движении».

Комментарии

leon_rumata
14 фев, 2017 01:09 (UTC)
Нет, ничего вы про НЭП не поняли. От слова вообще.
А это ключевое понятие к разговору о "месте и коммунизме" и о социализме.
Вы или не знаете, или забыли слова Ленина о том, что "НЭП - всерьез и надолго"...
При этом вашем непонимании вами сути и глубокой философии НЭПа, у нас разговор точно не сложится, как уже вижу. Вы просто не понимаете самого важного в том, о чем пытаетесь рассуждать... Увы.

"Вы, очевидно, незнакомы с фразой Макаренко: "Мы тут не фотоаппараты делаем, а людей". :)"

Батенька, да вы ничего не поняли ни в педагогике Макаренко вообще, ни в этой его фразе в частности!
Он "делал людей" именно через делание фотоаппаратов! И никак иначе!
А романтики-от-педагогики, ваши духовные предшественники, как раз и упрекали его, что он, "гад-прагматик", занимается производством, а не "воспитанием юных душ"! :)) И отстраняли его от такой "неромантичной" и "некоммунистической" педагогики...


burevestn1k
14 фев, 2017 02:58 (UTC)
//Нет, ничего вы про НЭП не поняли.//

Да куда уж мне.

//Он "делал людей" именно через делание фотоаппаратов!//

Чтобы делать людей через делание фотоаппаратов, нужно, чтобы человек сначала захотел делать фотоаппараты. Причем захотел настолько, что был готов дисциплинированно работать, преодолевать сложности, менять себя.

Я не знаю, насколько внимательно вы читали "Педагогическую поэму", и насколько помните ее содержание. Макаренко выявил у коллектива коммунаров такую особенность: коллектив существует только в постоянном развитии. Стоит коллективу остановиться, коллектив тут же начинает разваливаться. Коллектив только тогда устойчив, когда у него есть сверхцель. А сверхцель у коллектива появляется не сама собой. Ее превносит Макаренко, начиная при этом с мечты.

Можете хоть буквально проверять по тексту, но сначала была мечта о сельском хозяйстве, а уже потом стараниями Макаренко появляется земля и агроном Шере. И так во многих эпизодах. Включая и постройку завода в книге "Флаги на башнях".

А без мечты ничего не будет. Потому что коллектив становится воспитывающей силой только когда большая часть коммунаров к чему-то сильно стремится. Когда есть мечта, тогда коллектив начинает сам из себя изживать недостатки отдельных коммунаров.

Причем, заметьте, ни Макаренко, ни коммунары, мечтая о постройке завода, не ставят прагматичной цели зарабатывать на этом заводе. Хотя, в итоге, зарабатывать они стали немало. Но строили завод они не ради этого. Не деньгами или обещаниями будущих благ их подкупил Макаренко, а совершенно другими соображениями. В сердце макаренковкой педагогики принцип Горького: человек - это звучит гордо.
leon_rumata
14 фев, 2017 11:04 (UTC)
Поймите меня правильно один раз и наша беседа из спора (я не люблю споры ради победы одной из сторон!) превратится в осмысленную беседу единомышленников - не ради самоутверждения, а ради поиска и формулирования истины.

Я вовсе не против Мечты, Идеи.
Наоборот, я люблю и умею мечтать, и люблю читать тех, кто умел мечтать сам и научил мечтать о Коммунизме и увидеть своими глазами Мир Коммунизма миллионы людей в СССР и во всем мире (говорю о Ефремове и ранних Стругацких). Советская фантастика, это вообще - литература Мечты!

Но я против того, чтобы "болтовней о мечте" замыливать и затуманивать РЕАЛЬНОСТЬ, очень далекую пока от Мечты. А происходит это сплошь и рядом. В том числе и в вашем посте, как мне кажется.

Я понимаю диалектику "бытия-и-сознания", в том числе и приоритет сознания над бытием на отдельных этапах истории общества и человеческой жизни. Но, в целом, все же, стратегически, именно бытие, определяет сознание, а не наоборот, в чем безуспешно пытаются нас уверить горе-романтики...
leon_rumata
14 фев, 2017 11:49 (UTC)
О Макаренко в вашей интерпретации...

"сначала была мечта о сельском хозяйстве, а уже потом стараниями Макаренко появляется земля и агроном Шере."

Давайте читать внимательнее.
Сначала была банальная нехватка еды и денег для колонистов и персонала колонии. Которых, первоначально выделенных властями, банально не хватало даже на человеческое существование в ободранных стенах, не говоря уж о ремонте усадьбы и превращении ее в Коммуну!
Именно это, а также наличие десятков бесцельно слоняющихся полукриминальных парней, и сподвигло АСМ на его великий эксперимент: воспитание трудом!
К тому же, собранную шпану надо было чем-то занимать, кроме уроков, молодым здоровым организмам требовался выход энергии - на пользу или во вред обществу, но выход был необходим!
Плюс ко всему, Макаренко знал уже о положительном опыте воспитания трудом в других подобных колониях в системе ОГПУ-НКВД (одна их них показана в классическом фильме "Путевка в жизнь" - этот фильм не о Макаренко, а о предшественниках Макаренко!).
Вот так и сложилась та волшебная "формула Макаренко".
Из жизни, из необходимости тех полуголодных и бедных лет. А вовсе не из пустой "мечты". Нет, мечта тоже была, но это не была мечта-из-ниоткуда, мечта-сама-по-себе, как вы пытаетесь показать... Это была грамотно оформленная и продуманная НЕОБХОДИМОСТЬ. Та самая "осознанная необходимость", которая и есть подлинная свобода по известному определению Энгельса.
Мечта - как осознанная необходимость! - вот это и есть настоящая мечта! Вот так - и только так! - мечтал Ленин, "кремлевский мечтатель", названный так Г.Уэллсом... России нужно электричество? Нужно! Вот и будем мечтать о ГОЭЛРО! А не о благорастворении воздухов над счастливыми коммунами с лучинами...
Дзержинский мечтал о создании Карающего Меча Революции (и создал лучшую спецслужбу в мире!), о победе над беспризорностью (и победил ее! И, попутно, вызвал к жизни Макаренко и вообще дал толчок созданию советской педагогики!), о восстановлении железных дорог и вообще Народного Хозяйства (и преуспел в этом!, умерев прямо на работе). Вот это - мечтатель, это мечты. А не та болтовня, что тут приведена в надерганных цитатках...


Edited at 2017-02-14 11:50 (UTC)
leon_rumata
14 фев, 2017 20:02 (UTC)
Ты просто дурак, недостойный даже разговора со мной... Причем, из "левых дураков", особо опасного вида...
Если ты еще и член СВ, то вот по таким дуракам и судят об СВ...((
"Избавьте нас от дураков, а с врагами мы и сами справимся..."(С)
sergeyt81
16 фев, 2017 20:43 (UTC)

leon_rumata:
Макаренко знал уже о положительном опыте воспитания трудом в других подобных колониях в системе ОГПУ-НКВД (одна их них показана в классическом фильме "Путевка в жизнь" - этот фильм не о Макаренко, а о предшественниках Макаренко!).

Предшественников у Макаренко не было. Колония имени Горького возникла на четыре года раньше Большевской трудовой коммуны. Сам Макаренко пишет, что перелопатил кучу педагогической литературы, но так и не нашел того, что искал.

сподвигло АСМ на его великий эксперимент: воспитание трудом!

Какой же это «эксперимент»? Еще до революции дети и в городе, и в деревне трудились, это было нормой. Во всех детских домах того времени детский труд так или иначе практиковался. Не в этом новизна макаренковской системы.

Труд сам по себе не является средством воспитания. Все зависит от того, как и для чего он организован. Буревестник в этом прав - труд воспитывает только тогда, когда коммунары вместе работают над решением выбранной ими сложной задачи.

Что касается педагогики Макаренко, то, конечно, материальное вознаграждение имело в ней большое значение. Макаренко считал, что дети должны получать справедливое вознаграждение за свой труд. Педагогика того времени настаивала, что труд должен быть внутренне потребностью, и что нельзя развивать у ребенка меркантильные интересы. Макаренко пробуждать приходилось находить окольные способы наградить труд коммунаров.

Однако, как бы ни были важны материальные интересы, педагогика Макаренко возникает из другого корня.

Я хочу процитировать вам два фрагмента. Один, это отрывок из письма Макаренко Горькому:
"Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались не простым желанием носить имя известного всему миру лица, а какой-то глубокой родственностью между Вами и нами. Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят, и не только в том, что многие типы в Ваших произведениях — это наши типы, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека, нечто единственное во всей всемирной литературе, помогает и нам верить в него. Без такой веры мы не могли бы 5 лет работать без отдыха в колонии. Теперь эта вера стала и верой наших хлопцев, она создает в нашей колонии здоровый, веселый и дружный тон, которому удивляются все, кто у нас бывает ".

Вторая - это фрагмент "Педагогической поэмы"

«— Я скажу новым горьковцам… вот, как я. Только я не умею говорить. Ну, все равно. Хлопцы! Жили мы тут, и глаза у нас есть, а ничего мы не видели… Как слепые, честное слово. Аж досадно — сколько лет пропало! А сейчас нам показали одного Горького… Честное слово, у меня все на душе перевернулось… не знаю, как у вас…
Коротков придвинулся к краю сцены, чуть чуть прищурил серьезные красивые глаза:
— Надо, хлопцы, работать… По другому нужно работать… Понимаете!
— Понимаем! — закричали горячо пацаны и крепко захлопали, провожая со сцены Короткова.
На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали известную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».


leon_rumata
16 фев, 2017 21:41 (UTC)
"Колония имени Горького возникла на четыре года раньше Большевской трудовой коммуны"

Да, признаю, тут вы правы, я ошибся. В качестве не оправдания, а уточнения своей мысли скажу, что тогда по России возникали и другие колонии с подобными методами воспитания беспризорников. При этом вовсе не во всех случаях это было копирование опята Макаренко, часто это были местные находки и импровизация других педагогов в схожих исторических и экономических условиях.
Идеи, воплощенные на практике и описанные в теории впервые Макаренко, витали в воздухе Революции и строительства новой жизни в Стране Советов.
leon_rumata
16 фев, 2017 21:53 (UTC)
"Какой же это «эксперимент»? Еще до революции дети и в городе, и в деревне трудились, это было нормой. Во всех детских домах того времени детский труд так или иначе практиковался."

Зачем же так вырывать мои слова из контекста?
Дело же не только в "голом труде". Труд в коллективе, самоуправляемом самим колонистами, на общее благо, осененный большой идеей!
Вы говорите очень много красивых слов, как и хозяин блога. Но в основе системы Макаренко все же лежит вполне материальное - ТРУД. Уберите из системы Макаренко труд, оставив в ней в все остальное, умное, доброе, красивое, высокое, и - система умрет.
Причем это не труд типа "коворкинга", "тусовки" и пр. "свободного развития" и развлечения - "делаю что хочу и когда хочу, а не хочу - не делаю, сам в себе разбираюсь"...)) Нет, это вполне промышленный труд в жестких рамках графика, плана, трудовых обязанностей, технологии, бухгалтерии и пр. формальностей.

Все остальные правильные слова, которые вы говорите и цитируете - совершенно верны и правильны. Но это, все же, работает ТОЛЬКО тогда, когда есть труд. Если бы в коммуне не было этого трудового базиса, то и всей этой воспитательной, перевоспитательной и развивающей надстройки тоже бы не было.

Не понимать эту элементарную истину - значит не понимать саму суть, ядро, гениальной системы А.С. Макаренко...

Edited at 2017-02-16 21:54 (UTC)
sergeyt81
17 фев, 2017 06:30 (UTC)
leon_rumata
Но в основе системы Макаренко все же лежит вполне материальное - ТРУД.

Как вам сказать... Сплачивать коллектив можно разными способами. Задачи, которые ставятся перед коллективом могут быть не только трудовые. У Макаренко были не только трудовые отряды, но и школьные, спортивные, походные, не говоря уже о разнообразных кружках, где развивались творческие способности.

Продолжатели Макаренко пошли разными дорогами. Кто-то, как Семен Афанасьевич Калабалин и Явлинский, работали в детских домах. Кто-то создавал школы-хозяйства. Кто-то брал за основу не трудовую, а именно учебную, походную, спортивную деятельность. Например, одним из известных продолжателей Макаренко был Игорь Петрович Иванов с его методикой Коллективных Творческих Дел. Там не было производительного труда в основе. Антон Семенович Калабалин применял методику Макаренко в школе, и тоже делал упор не на производительный труд, а на разнообразную внеучебную воспитательную работу.

На мой взгляд, с трудовыми отрядами, конечно, лучше, чем без них. Особенно, если мы говорим о коммунистическом воспитании.


Уберите из системы Макаренко труд, оставив в ней в все остальное, умное, доброе, красивое, высокое, и - система умрет.

Уберите из системы Макаренко горьковский посыл "Человек - это звучит гордо" - она умрет еще быстрее.
leon_rumata
17 фев, 2017 08:19 (UTC)
Уважаемый товарищ, вы пишете все правильными словами и мне с вами не хочется спорить. Но вы меня упорно или не понимаете, или, что более вероятно, просто не хотите понять почему-то... Жаль.
Я тоже романтик, в определенном смысле, и, разумеется, понимаю роль высоких идей, фраз типа "Человек - это звучит гордо" и пр. в коммунистической педагогике, и, шире, в коммунизме вообще. Но я еще и материалист, реалист, в отличие, видимо, от вас, идеалиста. И я понимаю диалектику идей и вещей, базиса и надстройки. В отличие, видимо, от вас, отдающмх всегда абсолютный приоритет только идеям.
По логике вашего текста, "правильный педагог" сможет воспитать детей правильно вообще без какой-либо осмысленной и полезной деятельности (уже и не говорю о труде!), одними лишь "правильными словами" и идеями. Извините, но вы поклоняетесь "сферическому коню в вакууме", пусть даже и красному коню...
Вот как раз гонители и хулители Макаренко из Наркомпроса и проповедовали схожие с вашими идеи "чистого воспитания", без труда, возни с досками и гайками, огородами и косилками, деньгами и пром-фин-планами... Противники Антона Семеновича, тоже были за коммунистическое воспитание, но "без грязи" и "грубой материи! Вы бы с ними, явно нашли бы общий язык...)

Edited at 2017-02-17 08:21 (UTC)
leon_rumata
17 фев, 2017 08:42 (UTC)
"Особенно, если мы говорим о коммунистическом воспитании."

Мне казалось, что мы вообще здесь говорим ТОЛЬКО о коммунистическом воспитании. Или вы говорили еще о каком-то воспитании?
leon_rumata
17 фев, 2017 09:09 (UTC)
"Как вам сказать... Сплачивать коллектив можно разными способами. Задачи, которые ставятся перед коллективом могут быть не только трудовые. У Макаренко были не только трудовые отряды, но и школьные, спортивные, походные, не говоря уже о разнообразных кружках, где развивались творческие способности. "

И снова, вы или лукавите, или, действительно, не понимаете сути проблемы....
Да кто же будет отрицать, что в жизни человека, особенно, ребенка, есть много всего иного, кроме труда? Игры, творчество, походы, спорт, и пр.
Да кто же может отрицать, что в любой деятельности детей есть потенциал для воспитания? Особенно, если это деятельность коллективная, творческая, полезная, развивающая.
Но, во-первых, детство, это увы, состояние временное и недолгое. Дети это будущие взрослые, и подготовка их к этому состоянию - одна из сверхзадач педагогики. Взрослый человек, воспитанный по-коммунистически, это всегда труженник, неважно, где он/она трудится, у домны или как домохозяйка. Без этой базы - труда - и нет вовсе никакого "человека коммунизма". Взрослый инфантил-иждивенец, который лежит на диване и считает, что он "звучит гордо" не человек коммунизма.
Из всего сказанного следует, что воспитание сознательного творческого труженника - первейшая задача комм.воспитания. А уж как это делается, в походе у костра или на грядке (или, лучше, и там, и там), частности.
Во-вторых, для ребенка труд, это не только изготовление табуретки. Трудный поход - тоже труд. Особенно, если есть интересная и полезная цель похода, а не просто шатание по окрестностям. Совместно поставленный спектакль - тоже труд, и часто даже бОльший, чем вскопанная грядка! Самостоятельно изготовленная модель в кружке - большая победа и тоже труд! А не только развлечение и досуг.
Поэтому, мне непонятно, зачем вы так резко противопоставляете производительный труд и любой другой труд ребенка (кружки, походы, творчество, спорт)? Это все труд, во всех многообразных его проявлениях. И это единственный надежный базис комм. воспитания.
(без темы) - sergeyt81 - 17 фев, 2017 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leon_rumata - 18 фев, 2017 08:46 (UTC) - Развернуть
sergeyt81
16 фев, 2017 20:43 (UTC)
Так вот, корень педагогики Макаренко - непреклонная вера в человека. Я могу привести и другие отрывки, которые покажут, что самые серьезные преобразующее воздействие на личность коммунаров оказывали не труд сам по себе, не материальное благополучие достижения коммуны, а те идеалы, которыми подпитывали их Макаренко и Горький. Один из воспитанников Макаренко Антон Семенович Калабалин говорил, что Макаренко верил в них (коммунаров) даже тогда, когда они сами в себя не верили. Он же пишет про то, как в его жизни произошел перелом:

«Чтобы стать честным не ради другого человека, которого любишь, не по чувству долга, а для себя, по собственной душевной потребности, нужны годы. Я помнил себя. Я никогда ничего не брал в колонии, потому что любил Антона Семеновича и огорчить его для меня было все равно, что ударить самого себя. Но опустошить чужую бахчу или «занять» молока в чужом погребе я мог без малейших угрызений совести. Я был честен для него, потому что ему это было важно, а не для себя. И помню, однажды ночью, при свечке, заслоняя ее огонь, чтоб не мешать соседям, я читал «Мои университеты». Читал почти до рассвета и чувствовал, как что то переворачивается в груди. Потом выскочил на улицу, поглядел на окошко Антона Семеновича и сказал, как клятву: никогда, никогда ни у кого ничего не возьму! И правда: никогда с тех пор не брал, и уже не ради Антона "Семеновича, а потому, что невозможно мне было взять, – я это ощутил как мерзость и грязь».

Педагогика Макаренко опирается в том числе на материальный интерес, но не сводится к нему. В центре ее находится горьковский идеал «Человек - это звучит гордо». Это первично, а все остальное возникает из этого.
leon_rumata
16 фев, 2017 21:33 (UTC)
Я с вами согласен, и не понимаю, о чем вы со мной спорите и в чем меня пытаетесь "переубедить"?